Детские фольклорные игры-2

28 апреля 2017 г.


Ульяна Юдина
Сегодня вспомним подвижные игры, отголоски которых мы можем ещё встретить и в наше время. Знаете ли вы, что всем известная игра "Прятки" имела жизненно важное значение?

 

В истории земли русской было немало кровопролитных войн. Враги, ворвавшись в поселение, забирали в плен женщин и девочек, а мужчин и мальчиков убивали, чтобы не осталось на земле русской защитников Родины. Поэтому детей учили играть в прятки. Сумеешь спрятаться от врага — останешься живым, а не сумеешь — погибнешь. Через игры дети учились сообразительности и ловкости,терпению и выносливости, чувству товарищества и ответственности и многому другому.

Игра «О колышки»

Играющие разбиваются на пары , размещаясь по кругу следующим образом: один садится на коленки — это «пень», второй встаёт за спиной сидящего — это «колышек». Галющий, заранее выбранный по считалке, встаёт в центр круга. Осмотревшись, выбирает пару и подходит к «колышку». Повернувшись спиной друг к другу, по команде «Раз, два, три — беги!», обегают круг. Тот, кто первым добегает до «пня», становиться в пару. при этом меняясь с «пнём» местами.Тот, кто прибежал последним. становится галющим.

Игра «Татары малы»
Игроки делятся на две команды и встают в две шеренги (стенка на стенку) с двух сторон площадки. команда, которая начинает игру, заранее договаривается о том, кого будет «захватывать», и кто чем займётся:два человека должны пробираться к тому, кого «захватывают», а все остальные  освобождают им дорогу сквозь стену «защитников».
Договорившись, кричат противоположной команде:
— Татары малы!
Вторая команда отвечает: — Кого вам надо?
— Нам надо (например Катю)
Команда , в которой находится Катя, старается защитить её от игроков команды противника. Начинается «борьба». цель первой команды захватить Катю и забрать в свою команду, а цель второй команды — помешать это сделать. Забрав Катю в команду, шеренга возвращается на исходную позицию. Игра начинается сначала. теперь начинает вторая команда.

Играя в игру «Татары малы», дети учились действовать слажено, развивать ловкость, сноровку и логику.

Игра «О ляпочки»

В игре участвуют от трёх и более детей. Из них выбирают галющего. Галющий догоняет убегающих от него детей, стараясь кого-нибудь заляпать (задеть рукой). Игра может начаться без считалки следующим образом:
Неожиданно кто-нибудь из детей скороговоркой проговаривает текст, постукивая по спине зазевавшегося ребёнка: Ляпа, ляпа, черепаха,
Не отдашь, не вырастешь.
Тот, кого он задел, становится галющим, а остальные убегают в разные стороны. иногда участники игры договариваются о её условиях. если тот, кого преследуют, произносит: «Меня не ляпать, я на сале!», встав при этом на деревянный предмет или коснувшись его, то галющий не может его заляпать и гонится за другими игроками. могло прозвучать и такое выражение:
«Я на ключике, Трик-трак!» или «Я на замочике, Трик-трак!», переплетая при этом средние и указательные пальцы на каждой руке. После этих слов галющий не мог заляпать игрока.

Современные дети играют в эту игру называя её «В ляпки». правила игры не изменились, а вот текст уже не используется.

Игра «В осиновки»

Выбирают «галинщика»(от первоисточника). Договариваются на каком участке будут прятаться и чертят черту, дальше которой галинщик не должен заходить. Затем галинщик отворачивается или уходит в сторону, так, чтобы не видеть что делают игроки. игроки в это время меняются одеждой, переодеваясь друг в друга и прячутся таким образом, чтобы их было видно, хотя бы на половину (за кустик, за кочку, за дерево, друг за друга). попрятовшись, зовут галинщика. Галинщик подходит к черте, расположенной от игроков примерно на 20 метров, и старается угадать имена спрятавшихся игроков. Если у знал игрок- тот выходит из игры. Галинщик продолжает разгадывать следующих. Если не узнал — игрок кричит: «Осиновка!», и игру следует начать сначала: галинщик снова отходит, а игроки переодеваются. Если галинщик несколько раз не может узнать всех и закончить игру, играющие позволяют перенести черту поближе. Когда галинщик узнаёт всех, то новым галинщиком становится тот, кого узнали последним. Во время игры галинщик должен двигаться вдоль черты. Если он вяло отгадывает играющих и долго стоит на месте, ему кричат: «Кто на месте кашу варит, тот четыре кона галит!»

Метки: , ,